КОРЕЙСКИЙ ЛУК И КАК ПРАВИЛЬНО ЕГО ГОТОВИТЬ. Первым этапом всего процесса является изготовления рожек «сайя». Это изогнутые концы лука, на которые крепится тетива. Они делаются из древесины белой акации, поскольку она обладает высокой твердостью и прочностью. Весь процесс занимает чуть больше месяца. Сначала мастер срезает небольшие стволы акации, нарезает их паленьями и раскалывает на бруски. Затем эти бруски замачивает в соленой воде на 2-3 дня. Соль ускоряет сушку древесины и убивает все микроорганизмы в ней. Далее мастер вываривает их в воде около часа, чтобы убрать древесный сок и придать гибкость, гнет на специальном устройстве, связывая концы веревкой, и оставляет в помещении без доступа прямых солнечных лучей. Сохнут будущие рожки «сайя» месяц. После того как они высохнут мастер обрабатывает их по шаблону и заостряет один конец. Корейский композитный лук – это шедевр человеческой инженерной мысли. Для его изготовления использовали только природные материалы: бамбук, белая акация ,дуб, шелковица, рога водяного буйвола, сухожилья крупного рогатого скота, береста, шелк. Сам процесс был очень сложный и длительный. Корейские мастера до сих пор изготавливают традиционные композитные луки по старой технологии, не отступая от нее ни на шаг. В Корее их около десяти, каждый из которых делает в среднем 100 луков в год. СУХОЖИЛИЯ Сухожилия используются для армирования спины лука - чтобы не треснул при изгибе. Вдобавок к этому они придают луку силу, небольшую, но все же. Берут сухожилия от крупного рогатого скота, и только ножные. Они напоминают собой рогатку. Сухожилия очищаются от всех пленок и обезжириваются. В давние времена этот процесс занимал немалое время. Их помещали под проточную воду и держали так до тех пор, пока не уходил весь жир. Сейчас корейские мастера так не делают. Ведь есть специальные обезжиривающие составы, например Fairy. Не аутентично, конечно, но экономит время и дает намного лучший эффект. Далее их сушат, пока они не станут прозрачными и «дубовыми», разбивают молотком и вручную разделяют на волокна. Получаются белые пушистые пучки. Ими в дальнейшем и будет армироваться лук. РЫБИЙ ИЛИ СУХОЖИЛЬНЫЙ КЛЕЙ Рыбий клей. Наиболее ценное сырье для выварки его -плавательные пузыри рыб (осетра, севрюги, белуги и др). Основным клейдающим веществом во всех этих видах сырья является коллаген волокон соединительной ткани; при варке он переходит в глютин. Для получения клея используется средний соединительнотканный слой стенки пузыря. Выработка этого своеобразного клея ведется так. Извлеченные из туш рыб при их разделке плавательные пузыри тщательно промывают в проточной воде, вспарывают ножницами вдоль по одной стороне и засаливают в тузлуке с содержанием соли в 15-16%. В тузлуке пузыри должны пробыть не менее 2-3 суток. Затем их отмачивают в чистой воде в течение нескольких суток, пока они не побелеют; после этого их вынимают из воды, отжимают и, расправив на лубках внутренней стороной наружу, выставляют вялиться на солнце. Через несколько часов подсохшие пузыри расслаивают руками на два листка: наружный - мускульный, который на клей не используется (сдирка), и внутренний - соединительнотканный, он и представляет собой ценную «клеину». Их собирают и варят порциями в дождевой воде на водяной бане, пока не получится однородный бульон. Затем бульон процеживают, чтобы убрать не растворившиеся кусочки и выпаривают также на водяной бане до густоты масла, разливают по формочкам и сушат. ОСНОВА Пока сохнут рожки «сайя» и сухожилья можно приступить к изготовления основы лука. Для нее используют бамбук. Мастер срезает ствол бамбука определенного диаметра, толщины стенок и шага колен(колена бамбука должны располагаться на определенном расстоянии друг от друга), отрезает от него «паленья» длиной в два колена с небольшим припуском с обеих сторон и ,затем, раскалывает палено на рейки. Эти рейки так же вымачиваются в растворе соли 2-3 дня. После чего он нагревает их над углями и сгибает в кольцо. Когда бамбук нагревается до температуры выше кипения (107 С), лигнин и пектины смягчаются и волокна могут начать скользить. Главное помнить, что бамбук имеет низкую теплопроводность, поэтому его нельзя греть над открытым огнем. Связав «спиральки» из бамбука мастер оставляет их сохнуть на неделю. Перед его использованием кусочки растворяют на водяной бане до образования того же бульона. Однако нужно помнить, что при многократном нагреве его клеящие свойства снижаются. Сухожильный клей. Сухожильный клей делается также, за исключением того, что используются сухожилия крс (крупный рогатый скот) вместо пузырей. Сухожилия очищают от пленок и жира, нарезают на мелкие кусочки или пропускают через мясорубку и варят на водяной бане. Высохшую бамбуковую «спиральку» мастер разворачивает и выпрямляет обратно в полоску. На обоих концах он делает V-образные вырезы (в них будут вклеиваться рожки «сайя»).Затем специальной зубчатой циклей он начинает убирать лишний материал с внешней стороны бамбуковой рейки по всей длине. Одновременно с этим на ней наводятся бороздки. На это место будут приклеиваться рога, а бороздки предназначены для увеличения площади склейки. Основа лука готова. РОГА Из рогов водяного буйвола выпиливает 2 пластины, только с внешней стороны(один рог - одна пластина). Варит в кипящей воде в течение 40 минут и сразу помещает под пресс на 2 дня. Процесс повторяют несколько раз , пока пластины не станут почти ровными. Далее той же зубчатой циклей мастер наводит бороздки на внутренней стороне пластин. СБОРКА. Сборка лука проходит поэтапно и требует большого количества времени и навыков. Начинается она с вклеивания рожков «сайя» в основу лука на ласточкин хвост. Мастер, приклеив каждый рожок, обматывает место склейки веревкой и сворачивает лук в кольцо, связывая концы лука между собой. Так он сохнет 2 дня. После чего он проводит бороздки на рожках в продолжение тех, которые были сделаны на бамбуковой основе. Затем наступает черед роговых пластин. Для одного лука используют две пластины. Пластины и живот лука (там где бороздки) промазывают приготовленным клеем и оставляют сушиться на 10-15 минут. Процесс повторяют до 17 раз!!!, пока бамбук не потемнеет. Когда грунтовка закончена, склеиваемые части складывают , стягивают веревкой и греют над углями ,чтобы клей немного расплавился, заполнив все склеиваемое пространство. Сохнет этот «бутерброд» неделю. Посередине внешней стороны лука приклеивают брусочек из дуба, белой акации или шелковицы для создания утолщения в области рукояти. Когда «бутерброд» готов мастер циклями убирает лишнее, придавая плечам будущего лука форму. Вот и наступил черед сухожилий. Это очень ответственный момент. Ничего не должно отвлекать. Сухожилия, сложенные заранее пучок, окунаются ненадолго в воду и кладутся на плоскую деревяшку, где «расчесываются» специальным гребнем. Затем мастер пропитывает их густым клеем и продолжает «расчесывать» пока не получит равномерный тонкий слой. Так он их оставляет на полчаса. На один слой таких пучков расходуется несколько. Пока все подсыхает, несколько раз грунтуется спина лука более жидким клеем. Когда сухожилия чуть подсохнут, так что их можно снять с деревяшки цельной полоской, мастер, заранее прогрев над углями, накладывает их на спину лука и разравнивает. Так внахлест покрывается лук по всей длине от центра к концам. Слой сухожилий должен сохнуть неделю. Потом накладывается второй, еще через неделю третий,…четвертый. Вся процедура занимает месяц. Следующий этап – это тиллировка лука. Торопиться здесь нельзя! Ведь убрать лишнее можно всегда, а вот добавить недостающее уже не получится. После всех манипуляций лук досушивается еще несколько месяцев. Итак, лук почти готов. Пора надеть пробную тетиву. Для этого мастер греет каждое плечё и привязывает к ним теплики. И только потом, одевает тетиву, оставляя его в таком положении на некоторое время, чтобы он привык. Затем следует постепенная разминка лука до длины его полной растяжки. ТЕТИВА Традиционная тетива делается из шелка. Она состоит из основной части и двух съемных петель. Петли крепятся к основе на специальный узел, который позволяет регулировать их длину, после чего тетиву вощат. Готовый лук обклеивают берестой или кожей для защиты от влаги и украшают. Однако декор – это уже по желанию мастера или заказчика.